Немного чукотской экзотики
Чукчи — дети природы.
Они никогда не выловят лишней рыбы, не убьют зверя ради забавы. Они неторопливы и наблюдательны. У них практически не бывает стрессов – даже в условиях чукотского экстремального климата. Если пурга застает их в дороге, они зарываются в снег и в этом «белом доме» попивают чаек, сваренный на паяльной лампе (заварка и галеты, как и чайник, всегда при них в дальней дороге). Так они могут переждать и недельную пургу. Никакой паники, просто терпеливо ждут!
Оленей они ласково называют «олешки», медведя уважительно кличут Хозяином. Перед тем, как выйти на охоту, просят у него прощения, — мол, если б не крайняя надобность, не тронул бы тебя.
Чукчи свою жизнь без тундры не представляют. Природа в их песнях она не просто присутствует, — звучит! Убедитесь сами, прослушав песни чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон» из Анадыря.
Я счастлива, что мое творческое становление (да и становление личности!) состоялось в чукотской тундре. Пару месяцев мне удалось поработать пастушкой в Хатыской тундре (на границе Чукотки и Корякии) и в айонской тундре (арктический остов Айон находтся за полярным кругом, на карте вы найдете его недалеко от знаменитого острова Врангеля – родильного дома белах медведей).
Подробности прочтете в моих дневниковых записях «Трали-вали или Как мы кочевали» здесь.
Фото Александра Осипова (пос. Эгвекинот Чукотка)
«Эргырон» Нунлигран
«Эргырон» Амгуэма
«Эргырон» Море