История о том, как я оказалась примитивной и недалекой
Когда я жила в Анадыре, у меня был очень специфичный приятель – чукотский поэт Сережа Теркигин. Его детство прошло в тундре, что не мешало (а может и помогло!) ему в юности издать несколько сборников стихов. Эта загадочная душа так и осталась для меня загадкой, хоть мы с ним часто гоняли чаи и беседовали о жизни.
* Фото Николая Боброва.
Вот, например, он рассказывает мне, какие «примитивные и недалекие эти психологи», которые тестировали местное население, как я понимаю, на предмет дебильности. Сережа возмущается:
— Они спрашивают меня, есть ли что-то общее между часами и речкой. Я, конечно, говорю «есть!». А они удивляются!!!
— ??
— Они сомневаются, что есть!!!
— Сереженька, ты меня, конечно, извини… Но я тоже «примитивная и недалекая». И как-то даже сразу…
— Ну как же!!!
Вот сейчас я хочу сделать стоп-кадр и предложить вам оторвать свои глазоньки от моего текста. Попробуйте ответить на вопрос, есть ли что-то общее между речкой и часами. Только не подглядывая в ответ!! И — так, чтобы «ну как же!!!», то есть совершенно очевидно. Только не говорите: «И речка, и время течет». Это филологический аспект, а меня интересует смысловой.
Пробуйте, пробуйте. Вы же сообразительные. Умные. Образованные. Продвинутые. Цивилизованные. И не в яранге деланные. Ну-ка?
Так вот. И речка, и часы показывают время. Причем время в его цикличности. Посмотрите на циферблат: ночь-утро-день-снова ночь. А река? Вот начал трещать лед… Вот он тронулся, пошла «шуга» (так на Чукотке называют ледоход), вот осталось лишь пару осколков… наконец целиком растаял… опять появились тонкие пластинки льда… и опять река в панцире… И так по кругу…
Ну что? Как вам «тупые чукчи», продвинутые вы мои?
* Вот такие они, чукотские реки и их удивительное окружение…
А воспитание детей? Макаренко со всей своей системой коллективного муштровки, попав в тундру, зарыдал бы от бессилия.
Приезжие учителя часто считают чукотских детей заторможенными, чуть ли не умственно отсталыми. Эти ребята неспешно и нестандартно отвечают на, казалось бы, простые и ясные вопросы. Когда на них начинают кричать, чукчата замолкают и «уходят далеко». Они в это время просто идут по тундре, своей дорогой — прочь от этих бешенных волков.
Чукчи не повышают голоса на своих детей. Они практически их не наказывают, не стыдят и ничего не заставляют делать. Взрослые им могут только предложить, дети всегда соглашаются. Они растут контактными, открытыми и очень доверчивыми…
В позитивной психотерапии это называется кросс-культурный подход. Не подходить к другим собственными мерками. Понимать, что между нами общего и чем мы отличаемся.
Другие не хуже, не глупее нас, они просто другие…
Случай № 10 здесь