К вершинам!
Сайт Ольги Ивановой
+38 (097) 89 58 977

КАК ПРИНИМАТЬ КРИТИКУ:

               по капле в день, под язык  или ректально — через клизму?

 

Не знаю, как вас, а меня в жизни критиковали. И не раз.  Из разных побуждений. Критика бывала обидной, несвоевременной, безосновательной и… справедливой.

Правильная по содержанию, но не правильная по форме критика  всегда кажется обидной, несвоевременной и безосновательной. То есть бесполезной.

Но не всегда можно научить других людей критиковать вас правильно. Так что мудро было бы извлекать пользу из всякой критики и правильно на нее реагировать.

 

ценить чужое мнение дубиной

 

 

 

Капли полезности камень гранят

(Из личного)

 

 

 

Когда я работала на Чукотке, в нашем небольшом коллективе нашлись   недоброжелатели. Эти два человека имели много личностных проблем, которые решали вот таким странным образом. Старались возвыситься, опустив других.

На общих планерках и летучках я постоянно слышала их  придирки. Они постоянно искали повод  меня покритиковать. Однако, так как это были неплохие специалисты в своей отрасли, их критика была хоть и мелочна, но справедлива.

Зная, что мою работу будут пристально рассматривать, выискивая в ней «блохи», я старалась выполнять ее особо тщательно. Замечания сразу брала на заметку и старалась больше ошибок  не повторять.

Да, их взгляд на мою работу был крайне придирчивым, критика —  весьма резкой, но ОНА ПОШЛА МНЕ НА ПОЛЬЗУ.

Хотели навредить, а, на самом деле, помогли. Вскоре уже критиковать мою работу не было никакого повода…

Итак, даже с недоброжелательной критики можно иметь «шерсти клок». Что ни говори, она все же  помогает совершенствоваться. Хоть и не всегда.

 

 

Критику под язык: сперва выслушать

 

 

Важно различать побуждения, с которыми нас критикуют. Иногда люди делают нам замечания из самых добрых мотивов, но не таким тоном, который мы готовы принять. Или в неподходящий момент (когда мы и сами угнетены своим просчетом).

Не будем ожидать от людей совершенства, стопроцентных эмпатии и предвидения. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Им тоже. Потому отсеиваем зерно от плевел.

 

 

 

выслушать

 

 

Мудро было бы сперва прямо спросить о мотивах критикующего: «Ты хочешь мне помочь или  просто сердишься на меня?»  Затем – уточнить конкретику «Я правильно понял, что ты считаешь мой поступок глупым?», «Тебе не нравится вся моя работа или этот отдельным фрагмент?»

Возможно,  наш вопрос охладит пыл критикующего и то, что услышим в ответ, снизит градус нашего напряжения: «Нет, не глупым. Я просто поступил бы иначе», «Работа твоя в целом хороша, но этот фрагмент можно улучшить…»

Еще  хорошо бы поблагодарить за справедливое замечание (за добрые намерения!), но все же объяснить, почему вы сейчас не в состоянии правильно воспринять критику. «Меня обижает, когда меня критикуют таким тоном» или «когда я подавлена, мне трудно воспринять критику, — сперва нуждаюсь в поддержке».

А если мотивы критикующего —  не благородные?

 

 

 

Клизма все-таки очищает…

 

 

 

Какую цель преследует человек, не справедливо критикующий нас да еще и в обидной форме?

  Он хочет нас унизить, ослабить, вывести из себя. Если мы реагируем именно так, то помогаем ему достичь этой цели. Так что не ведитесь. Реагируйте противоположным от его ожиданий образом.

«Спасибо, я учту», «услышал», «на досуге подумаю об этом», «понял твою точку зрения». И – спокойствие, еще раз спокойствие.  Чтобы оно не нарушилось, скажите себе что-нибудь ободряющее. Например:   «Мне завидуют, — значит, я успешен. Неудачникам не завидуют».

Научитесь воспринимать несправедливую критику как комплимент. Если хорошо потренироваться, этот навык можно довести почти до автоматизма.

 

 

 

речевые отходы

 

 

Воспринимайте  клизму критикана как очищение своего характера от вспыльчивости, нетерпимости, мстительности.

Клизма – штука неприятная, но… полезная.

 

 

 

Сам себе доктор, сам себе… могильщик

 

 

 

Как тут не вспомнить о самокритике?  Она тоже действует по-разному. Может помогать самосовершенствоваться, а может подрезать крылья. Порой наш внутренний критик просто повторяет чьи-то слова: учителей, родителей, начальников и т.д.

«Ну, конечно же, у меня все наперекосяк», «я, как всегда, все делаю не правильно», «разве из меня может выйти что-то толковое?».

Если вы поймали  себя на подобных мыслях, — спросите: «Чью это мысль я повторяю?».  Сузьте обобщение «всегда», «все», «конечно же» до «в этот раз», «эта конкретная вещь», «возможно». Критикуйте свой неправильный поступок, свою фразу, конкретную ошибку, но не критикуйте СЕБЯ в целом. Почувствуйте разницу.

 

 

 

самокритика

 

 

 

 

И еще. Самокритика, как и критика, должна происходить  «методом бутерброда», о котором я писала в статье «Умеете ли вы критиковать?» 

Ошибаются все. Кто много делает и ко многому стремится, ошибается много. Это нужно принять и позволить себе совершать ошибки, извлекая из них опыт и пользу.

 

 

 

 

 

 



Оставить комментарий