Трали-вали или Как мы кочевали ч. 12

27 сентября

Утром тронулись в путь. Проехали переправу …(неразборчиво). Там наловили харитонов  (хариусов). Спекли на раскаленных камнях прямо в костре.  Это и есть рыба по-чукотски —  запекается прямо «в одежке»  и не солится.  Вкуснотища! На материке я была равнодушна к рыбе, а здесь как   останешься равнодушной?  Балык, юкола, строганина…

Прибыли в бригаду № 1. На нее возлагаем большие надежды. Как-никак товарное стадо дало «течь». 900 голов для забоя – мало,  собираемся пополнить  его  животными  из   стада  первой, а возможно и пятой. Послали туда гонцов – Петрова, Валетке и Нейкина — сделать просчет.

 

Разбили палатки, а   после ужина   пошли в «кинозал». Те из нас, кто в этот выезд должен был третий раз смотреть «Аты-баты, шли солдаты» предложили начать с другого фильма, но Слава настоял на своем. В прошлый раз  на самом ярком эпизоде   фильма у пастухов  разбежались стадо. Так что они были вынуждены  остановиться  «на самом интересном месте». Всем было не до кино…

И теперь  Слава чувствует себя ответственным за судьбу киногероев…

 

Кстати, он рассказал, что в стаде  этой бригады находится 20 его личных оленей (за что Потапов его называет кулаком). Да, 20 оленей – это тебе не одна корова… 😉 Когда-то  пастухи  могли иметь столько оленей, сколько хотели. Но Советская власть определила им норму «кулачества» — 25 голов и ни цента больше. Остальные переходят в совхозную собственность. Так что Славе еще есть куда расти — до полного мироедства… 😉

 28 сентября

Из «пятерки» вернулся вездеход Ведяшкина. Радости мало… Теперь вся надежда на «генерала» — так  главный зоотехник  Петров  называет  бригадира первой бригады  Ивана Ивановича  Кутенкеу.

Мы с Галей  устроили себе тундровую баню. Прямо в палатке при жарко натопленной печи. Привыкаем к тундровым условиям.

 

     29 сентября

Стадо подогнали к самой стоянке. Оно огромное – около 4 тысяч.

 

Осипов 557

 

* Фото Александра Осипова (Эгвекинот).

 

Олени в нем прямо ручные. Слава сказал: «Видно, в какой бригаде пастухи с олешками чаще общаются». Животные не боятся людей. Подходят совсем близко.  Мне посоветовали угостить их солью. Я  насыпала  на ладонь и протянула ее белому красавцу. Он стал  ее слизывать. Подошли другие и присоединились. А еще они едят галеты.

Один ездовой   так привязался к моей кормящей руке, что  иногда засовывал  голову в палатку, чем  сердил пастухов.  Я делала вид,  что его прогоняю ;)…

 

я

Просчитывали оленей.

 

   1 октября

С утра отбили  в товарное стадо 1254 головы (несмотря на то, что в этом стаде тоже  обнаружили недостачу —  около 300 голов, но надеяться больше не на кого…). Работали чатом (арканом).  «Кусок», предназначенный для товарного стада, молодежь  (Толя  Мымрин и другие) погнала в восьмерку, а затем в Алькатваам. Валя только приехала к Толику,  — и пришлось расставаться. Она лишь вздохнула: «Год ждала, еще подожду».

Снова смотрели фильм. Снова перегорали лампы.

(кино и немцы с этим ламповым  синематографом! ;))

 

 2 октября

…Сначала Валя увидела двух телят. Потом важенку. Потом  мы насчитали 32 головы, убежавших из того «куска», который ребята погнали в товарное. Оленей потянуло к своим. Да… Молодежь не доглядела…

«Они такие сони!..» — охарактеризовала  их Валя.

Да, можно только представить, каково оно — работать в товарном стаде, где каждый олень спит и видит  смыться «домой»…

Начали обработку стада бригады  № 1.

 

Мне сегодня сделали выговор за то, что  кормила лаек Стажера и Леди во время  нашей еды. Их турнули из «пищеблока». И меня вместе с ними. Поделом. Сказали: «Нечего собак баловать! Им еще работать нужно».

Сегодня их держат на привязи – чтобы не пугали оленей.

 

  3  октября

Закончили обработку. Самые трудные – последние 300 голов. Просто неуправляемые. По полчаса не удавалось загнать ни одного оленя. Толи люди так устали, толи животные измотались, но оленей   все меньше останавливают крики,  взмахи, кораль и  люди. Перемахивают прямо через голову. Слава получил удар в глаз.

Еле управились…

Связались с Турышевым по рации. Молодежь (Володя Суворов, Толя  Мымрин, Андрей Ранаквургин, Витя Моралькот наконец   состыковались с вездеходом, который шел им навстречу.  Но весь косяк  довести до товарного не удалось. Уже будучи в стаде «восьмерки», новоприбывшие олешки   снова разбрелись. Их насилу собрали.

 

Становится  холоднее. Ночью уже приходиться вставать и разжигать огонь в печке. Зима уже машет нам  своим белым крылом…

* Цветной снимок Александра Осипова — «Кораль».

На черно-белом понятно, кто с кем. Смотрите кого с кем не перепутайте! 😉

 

Продолжение, часть 13 — здесь

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *