СЛУЧАЙ 48

Я так и не стала металлистом…  

 

 

В старших классах нашей советской школы (не знаю, как сейчас) были уроки труда. Девочкам полагалось домоводство, мальчикам – столярное и слесарное дело. Но учительницы домоводства для нас никак не удавалось найти. Видимо, все домоводки сидели по своим домам, пекли мужьям пироги, наводили порядки в квартире и вышивали крестиком. Дальше своего дома им выходить не хотелось.

Несмотря на это, трудиться советские девочки все равно были должны. Потом нам заменили рукоделие трудом по металлу.

 

 

Буду металлистом

 

 

И вот представьте себе… Приходит такая Оля Иванова в школьную слесарную мастерскую в темно-синем заношенном халате (выдавали) и в косынке (как комсомолка двадцатых годов). Ей дают напильник и заставляют пилить какую-то рельсу, зажатую в тиски.

Я задала  учителю труда вопрос: ну ладно мальчишкам, может, они станут слесарями, зачем нам, девочкам, это нужно?

— На случай войны, — ответил учитель.

Мол, все для фронта, все для победы.

 

Честно говоря, даже на случай войны я не представляла себя за токарным станком. Я была уверена, что самолеты с выточенными мной деталями в воздух не поднимутся, танки не двинутся с места, а пушки  разорвутся еще до  первого выстрела. Ну и как после этого пилить свою рельсу?

 

Но я никогда не жаловалась на скуку. На уроках математики (в которой до сих пор ничего не смыслю)  читала «Два капитана», книгу, лежащую на коленях (чтоб учителя не видели), на физике сочиняла стихи, на химии вела дневник (не школьный – записывала свои наблюдения  «за жизнь»).

 

В начале урока трудовик давал нам задание и удалялся к мальчикам. Я тут же  включала все станки, чтобы посмотреть, как они крутятся. Потом устраивала турнир по фехтованию (мне нравилось, что скрещенные напильники искрились).  Странно, но все это мне сходило с рук…

Что касается сочинений по языку и литературе, то это занятие мне нравилось.  Вместо «Образ Катерины, луча света в темном царстве» или «Чому Чіпка став пропащою силою» я всегда выбирала сочинение на вольную тему.

 

Однажды нам задали сочинение «Кем я хочу стать» (имелась в виду профессия). Помню, один мой одноклассник по кличке Сява  (он потом стал профессиональным поэтом) написал, что хочет стать водолазом. Как потом дети над ним изгалялись за его откровенность!..  «А наш Сява – водолаз, он ныряет в унитаз».

 

 

Cочинение

 

 

 

Но я не тот человек, который позволил бы другим над собой изгаляться.   Свое сочинение  я начала такими словами. «С детства я мечтала стать слесарем. Какие там плюшевые мишки? Я засыпала в обнимку с напильником. Вместо кукол мне дарили молотки, болты и гайки.  Я не играла в дочки-матери, в лапту или лото. Моим любимым занятием было пилить рельсу…»  И все в таком духе…

Я была уверена, что за это сочинение мне влепят «единицу», проберут на линейке, а маму вызовут в школу. Но отказать себе в словесном хулиганстве   не могла.

И каково же было мое удивление, когда, проходя мимо учительской, я услышала дружный хохот наших серьезных преподавателей! Вслушалась: они читали  вслух мое сочинение! Теперь я понимаю, что этот наш девчачий труд по металлу на случай войны им тоже казался идиотизмом. Но только я,

сопливая девчонка, решилась высказать то, о чем другие вынуждены были (по долгу службы) умалчивать.

 

 

Классный Журнал

 

 

 

После этого случая меня стали направлять на литературные олимпиады. Я получила преимущество –  негласное позволение не терзать себя непонятной математикой или физикой. Оценки преподаватели этих предметов мне натягивали…

 

Случай № 49  здесь

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *