К вершинам!
Сайт Ольги Ивановой
+38 (097) 89 58 977

СЛУЧАЙ 9

 

История о том, как я оказалась примитивной и недалекой

 

Когда я жила в Анадыре, у меня был очень специфичный  приятель  – чукотский поэт Сережа Теркигин. Его детство прошло в тундре, что не мешало (а может и помогло!) ему в юности издать несколько сборников стихов. Эта загадочная душа так и осталась для меня загадкой, хоть мы с ним часто гоняли чаи и беседовали о жизни.

 

 

 

Сережа

 

 

*  Фото Николая Боброва.

 

 

 

 

Вот, например, он рассказывает мне, какие  «примитивные  и недалекие  эти психологи», которые тестировали местное население, как я понимаю, на  предмет дебильности. Сережа возмущается:

— Они спрашивают меня, есть ли что-то общее  между часами и речкой. Я, конечно, говорю «есть!». А они удивляются!!!

—  ??

—  Они сомневаются, что есть!!!

—  Сереженька, ты  меня, конечно, извини…  Но я  тоже «примитивная  и недалекая». И как-то даже  сразу…

— Ну как  же!!!

Вот  сейчас я хочу сделать стоп-кадр и предложить вам оторвать свои глазоньки от моего текста. Попробуйте ответить на вопрос, есть ли что-то общее между речкой и часами. Только не подглядывая в  ответ!! И  — так, чтобы «ну как  же!!!», то есть совершенно очевидно. Только не говорите: «И речка, и время течет». Это филологический аспект, а меня интересует смысловой.

Пробуйте, пробуйте. Вы же сообразительные. Умные. Образованные. Продвинутые. Цивилизованные. И не в яранге деланные. Ну-ка?

 

Так  вот. И речка, и часы показывают время. Причем время  в его цикличности.  Посмотрите на циферблат: ночь-утро-день-снова ночь.  А река?  Вот начал трещать лед… Вот он тронулся,  пошла «шуга» (так на Чукотке называют ледоход), вот осталось лишь пару осколков… наконец  целиком  растаял… опять появились тонкие пластинки льда… и опять река в  панцире… И так по кругу…

 

Ну  что? Как  вам «тупые  чукчи»,  продвинутые вы мои?

 

 

REKA 1

 

РЕКА  2

 

* Вот такие они,  чукотские реки  и их удивительное окружение…

 

 

А воспитание  детей?  Макаренко со всей своей системой коллективного   муштровки, попав в тундру, зарыдал бы от бессилия.

 

ДЕТИ

Приезжие учителя часто считают чукотских детей заторможенными,  чуть ли не умственно отсталыми. Эти ребята неспешно и нестандартно отвечают на, казалось бы, простые и ясные вопросы. Когда на них начинают кричать, чукчата замолкают и «уходят далеко». Они в это время просто идут по тундре, своей дорогой —  прочь от этих бешенных  волков.

 

Чукчи не повышают голоса на своих детей. Они практически их не наказывают, не стыдят и ничего не заставляют делать.  Взрослые им могут только  предложить,  дети всегда соглашаются.  Они растут контактными, открытыми и очень доверчивыми…

 

 

 

 

 

чукотские дети

 

 

В позитивной психотерапии это называется кросс-культурный подход. Не подходить к другим собственными мерками. Понимать, что между нами общего и чем мы отличаемся.

Другие не хуже, не глупее нас, они просто другие…

 

Случай № 10 здесь 

 

 



Оставить комментарий