Где Макар телят не пас (Полонины) ч. 1

 

 

НАШЕ ШУМАХЕРСКОЕ РАЛЛИ

 

25 августа 2012 г. Впервые за свою (некороткую) жизнь  я полдня провела в баре. При этом не попробовала ни капли спиртного! Просто там мне была назначена встреча с Иваном Гаджуком, который на своем  УАЗике должен отвезти меня на полоныну (высокогорное пастбище) Кырнычный.

 

 

 

Гаджо

 

 

 

Я познакомилась с ним и его женой этим летом (делала радиопередачу о пастухах) и получила приглашение приехать просто так, в гости. Кроме того, собираюсь пошляться в окрестнстях полонины с рюкзаком и палаткой.

Бар, в котором я сижу со своим рюкзаком, по совместительству является еще и магазином. Здесь продают хлебо-булочные, кондитерские изделия, консервы, майонез, соусы, мороженное, сладкие воды и соки. Но сегодня спрос есть в основном на хлеб (закончился), сигареты (тоже), мороженное (прибегают за ним дети) и, конечно же, спиртное. Распивать позволено прямо в магазине (он же – бар!), для этой цели здесь стоят два столика. За одним местные мужчины расслабляются после трудового дня. За вторым развалилась я, попивая кофеек, поедая мороженное и изучая туристскую карту Черногорского массива. Рядом с магазином-баром специальная машина принимает от местного населения чернику (которую тут зовут афынами) и грибы (лисички). Все это в течении дня подвозится на квадрациклах, грузовиках и легковушках (кто чем богат), приносится в заплечных мешках и кузовках, взвешивается на весах и заносится в специальный журнал – для оплаты. Гаджук сдал 39 кг ягод. И как это они с женой Марийкой успели столько насобирать между двумя дойками 27 (!) коров. Каждая длится по 2 часа, вечерняя – с 18 до 20. И когда в вечерних сумерках замелькали огни знакомого УАЗика защитного цвета, мое терпение уже подходило к концу. Сколько нужно времени, чтобы выпить 2 чашечки кофе, съесть 2 порции мороженного и карту изучить? Остальное время я просто изнываю… Скоро-скоро мне станет даже очень «весело»…

 

Гаджук приехал пьяненький: как он в таком виде поведет машину вверх по серпантинке? Увидев меня, он кивнул и сказал, что ему нужно подскочить в соседнее село «за бензином» (как я поняла – за сигаретами, так как в этом магазине они закончились). Сумерки сгущались…

Наконец наш Шумахер (дальше вы поймете, почему я его так назвала) вернулся, выпил 2 чашки кофе и посадил меня в кабину. Там лежало какое-то почти бездыханное тело. Мужик был настолько пьян, что даже не осознавал, куда и зачем его везут. Как потом выяснилось, это местиный алкаш, который у всех занимает деньги и никому не отдает. Все обещают его за это прибить, а Гаджук решил, что он вернет свои деньги, заставив парня отработать на себя. С нами едет еще один мужчина (абсолютно трезвый), он из Коломыи, собрался за грибами и ягодами.

Нам предстоит подняться  на высоту 1588 м. по серпантинке с 32-мя крутыми поворотами. Дорогу можно таковой назвать весьма условно (строили ее еще австрияки, и с тех пор, повидимому, ею больше никто не занимался…). Среди рытвин и колдобин изредка появляются полуметровые участки  относительно ровной поверхности. Машина то и дело подскакивает и сотрясается, гремит всем своим содержимым (ящиками из-под ягод, инструментами, какими-то вещами и пассажирами…).

 

 

 

Машна1

 

 

 

  * Тот самый шумахерский УАЗик…

 

Пьяному мужику сейчас лучше всех: тряски он не ощущает,  не изнывает от жары (мотор нагревается до предела, из-за чего машину время от времени приходится останавливать), и он не слышит приперченных словечек  Гаджука в адрес этой самой машины – она еле колесами крутит. И, конечно же, спящий не переживает по поводу; доедем мы все-таки до полоныны или  окончательно сломаемся. Со мной в рюкзаке палатка и спальник, но, если что,  смогу ли поставить где-то здесь  палатку, если в окрестностях нет никакой горизонтальной платформы?

Из-за сильной качки я не вынимаю изо рта кислые карамельки, а пьяному мужику и в этом смысле море по колено – даже если его стошнит, он об этом не догадается…

 

 

Ветровое стекло

 

 

Я сижу, вцепившись в спинку сидения, а мой невменяемый попутчик лежит на  узкой лавке почти развалившись. Время от времени  он переворачивается с боку на бок и даже не делает попытки упасть. Кто из нас продуктивнее провел время в баре? 😉 При мне он купил 2 бутылки водки – вы бы смогли столько осилить за один вечер,  даже с напарником?

 

На полоныне нас должны встретить хозяйка полоныны Мария и Пастух Иван (ее двоюродный брат). Два слова об этих людях.

 

 

Мария и бетелев

 

 

 

Мария не просто хозяйка, она —  ватаг. Это значит – самый главный на полоныне: руководит пастухами, выработкой сыра и вообще всем производственным процессом. Традиционно пастухами на гуцульских полонынах были только мужчины, а ватагом выбирали самого опытного и уважаемого. Нынче я знаю уже двух ватагов-женщин. Это Мария Томьюк на полоныне Веснарка (после смерти мужа она выпасает сама, иногда ей помогает паренек из райцентра и порой присоединяется сын) и Мария Гаджук, к которой я и еду. Она умеет абсолютно все – доить коров, изготавливать масло (на фото) и сыр, рубить дрова.. Это кроме женских занятий – вышивать,  шить, варить и проч. , проч…

 

 

Бовгар Иван

 

 

Фамилию Ивана, ее двоюродного брата, я не запомнила, потому что все называли его «Бовгар». Я думала, что это и есть его фамилия, а впоследствии оказалось, что «бовгар» по-гуцульски пастух… Бовгар Иван закончил Косовское художественное училище и длительное время изготавливал знаменитый гуцульский кафель, но потом, когда закрылось это производство, решил  переквалифицироваться. «Меня, как волка, все в лес тянет…» сказал он мне во время моего пребывания на полоныне в середине лета.

 

Итак, уже по-темному мы подъезжаем к избе на полоныне Кырнычный. По светлому она выглядит так:

 

 

 

хата

 

 

Но в сумерках избу почти не видно.

Иван (ему вставать в 4 утра!) уже спит,  Мария – тоже (дойка начинается в 6 утра). Дизель, который они по вечерам запускали в мой прошлых приезд, сейчас не работает, чинить его никто не собирается – пастуший сезон на полоныне заканчивается.

Я быстро укладываюсь на кровать при свете тоненькой мерцающей свечечки и тут же засыпаю.

Пьяного из машины никто не выносит.

Утром, позавтракав с нами, он уйдет «за ягодами».

Пишу в кавычках, потому что на самом  деле он попросту сбежит.

 

продолжение,   ч.2  здесь

  

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *