К вершинам!
+38 (097) 89 58 977

Маршрутом проб и ошибок, ч. 9

1. Ягоды как препятствие

Как замечательно ходить с Маричкой!  Как она умеет удивляться! Мы шли так  медленно и так содержательно, как мне хотелось. Я люблю не пробегать и даже не проходить, а проживать маршрут, смакуя каждый отрезок пути…

На ночлег остановились  на уже знакомом месте стоянки – под горой Вухатый Камень. Я быстро установила палатку. Мы  перекусили.  Потом зажгли свечи  и долго пели на два голоса. Разговаривали о всяких важных  вещах.

Я вся переполнена до краев…

11 сентября

Утром, когда мы  проснулись, и палатка, и трава были покрыты изморозью. Маленький зеленый островок радости и тепла, а вокруг белым-бело. Но солнце сияло так  пронзительно и жизнеутверждающе, что мы уже предвкушали радость дороги…

Палатку и спальник спрятали в густом джерепе и отправились  по… моим  розовым ниткам, которые вязала в поисках пропавшего Димы.. Попутно я рассказывала Маричке  об ощущениях того дня, когда мы с Клавой  двинули  на поиски  храброго альпиниста.

Пограничник Маричка

*   Пограничник  в дозоре:  где ж эти гогодзы?

Маричка была по-настоящему  счастлива, что наконец  увидела другую сторону хребта  — Закарпатье. Она высматривала в мой бинокль одинокие  избушки, стараясь определить, живут ли в них люди, пыталась разглядеть и даже  сосчитать овечек, которые там паслись. Обратила мое  внимание  на огромные залысина    на горах    в   Закарпатье. Действительно, леса  там вырубались варварски. Теперь понятна  причина закарпатских наводнений и селевых потоков…

К сожалению под горой с  до боли родным названием  Дземброня  :)   наши пути разошлись.  Маричка спустилась в  долину собирать проклятущие  гогодзы, а я двинула  дальше.

столбик 22

*  Пограничный  столбик  № 22  уже не отделяет  Польшу  от  Чехословакии.  Он отделяет  меня  от  Марички.  Мы  встретились в  Дземброне  и на Дземброне  разошлись  :)…

Погода  была  просто изумительной. Пейзаж отдаленно напоминал  Чукотку. А скорее  это были очень сходные  внутренние  ощущения простора и первозданности.  Громады  камней, словно  выложенные  человеческой  рукой… Пронзительная  синь  над  гребнями гор,  кое-где  укутанная  пушистой шалью облаков… И … кресты  на месте гибели тех, кто завершил свой жизненный путь так нелепо рано… Все  это как-то не стыкуется  друг с  другом… Потому, наверное, намертво врезалось в память…

Не зарастет народная тропа

Погибли тут

Я  фиксировала, где  можно  установить палатку,  где  текут ручьи, где  реально спуститься  вниз  с  хребта  на случай  грозы. Я исследовала  этот маршрут, потому  что не собираюсь ставить на нем крест.  Когда-нибудь  я  обязательно пройду  по нему. Обязательно.

Камни на Черногоре

* «Время собирать камни»  уже прошло, а «время  разбрасывать» еще не настало… :)

… Трудно  передать, как мне не хотелось поворачивать назад. Особенно  меня  привлекло  озеро Бребенескул  в чаше  гор. Так  хотелось,  ;)  назло Мыколе с  пилорамы,    бросить в  него камень (в  озеро, конечно, не в Мыколу  ;)  ).

Табличка БРЕБЕНЕСКУЛ

Озеро Бребенескул

На одноименной  горе пастух (по-видимому  закарпатский)  выпасал довольно  многочисленную  отару  овец.  Я  остановилась поодаль  и слушала многоголосное  треньканье колокольчиков  на их шеях. Оно звучало так трогательно…

Я дошла  до 28 столбика… До цели оставалось всего 8  км… Каких-то несколько часов  хода… Но нужно было отказаться от своей  идеи, чтобы Маричка не возвращалась домой  одна в потемках.  Ведь ночью она этим путем никогда не ходила, а  у меня  за плечами «польский  опыт»  :).

указатели

*  До цели было ближе, чем чуть-чуть

Я  стала  прямо под указателями  и позвонила  Саше. Не могла  не похвастаться  той маленькой  победкой, которую он, конечно, по своей продвинутости оценить не мог.  Но все-таки я это сделала. 28 столбик достигнут!

28 столбик

* Бодя  дошел,  и  мне

посчастливилось :)

На подходе к селу, чуть ниже хаты пастухов, мы нашли два толстых бревна  и улеглись на них лицами вверх. Во-первых,  мы до них  еле дотянули. Усталость  одерживала  над нами верх…Во-вторых, мы смотрели в звездное  небо и подшучивали над ней.  В-третьих, мы вслух радовались тому, что осуществили это путешествие. В-четвертых, Маричка  излагала  план, как в следующем году осуществить  вместе  со мной  мою  (теперь уже нашу!)  мечту в полном объеме. Одно из существенных звеньев  этого плана  состояло в  том, чтобы продать двух  из  пяти Маричкиных коров…

12  сентября

Проснулась с  сильнейшей головной  болью. Наверное, все-таки вчера был перебор   движения.  Прошли мы только за один вчерашний день не меньше 24  км…

Выпила крепко заваренного зеленого чаю и снова нырнула под лижнык.  В моей  свинцовой  голове остались только мысли о полезности одиночества и вредности замужества.

Если б не Мыколыны  дурацкие  гогодзы… Если б не жесткие  временные  рамки…  Мы  бы  спокойно дошли если б не до Говерлы (а  почему, собственно, нет?), то, по крайней  мере, до озера  Несамовытого.  Не торопясь,  без  лишнего напряга  вернулись бы на место стоянки,  переночевали бы там. А утром  двинули бы в обратный путь. И не нужно было бы продираться сквозь ночь, не нужно было бы  испускать последний дух на колодах  J…

ТЕ САМЫЕ ГОГОДЗЫ

* Те самые  гогодзы… а  чтоб  им!..

УРОЖАЙ

Еще я думала о тех парнях, которые завершили свой  жизненный маршрут на Черногорском хребте. Этих ребят из Верховины здесь убило молнией два месяца назад.  Старшему было 20 лет и один день, младшему 19. На снимке, установленном  в месте  их гибели, они запечатлены  вместе, и, похоже, именно в  Карпатах. Вероятно, в этом самом походе. Скорее всего, сфотографировал их  тот третий, который чуть позже умер в отделении реанимации  районной больницы.

Фото погибших

Молния  погубила  ребят, но оставила  целехонькими их изображения в фотоаппарате… И еще странно, что погибли они не на самой высокой  вершине. Рядом  были  горы  повыше. Почему молния ударила  не туда?

Совсем недалеко от первого, — еще один крест.  Им отмечено место гибели  21- летнего студента. Он, говорят, отстал от группы, шел по хребту один и замерз. Это случилось 8 ноября 2000 года. Он  присел на камень,  видимо, чтобы перевести дух, да  так и остался сидеть…

Здесь погиб Виталий

Нашли его только весной, когда сошли снега.  Чашка  на блюдце напоминает о тепле и согреве, отсутствие  которых стоило Виталию жизни.

Меня поразила надпись, выгравированная на металлической табличке, прикрепленной к кресту:

«Белая гора! Высокая  гора! Такая  высокая, что и птица  не пролетит над тобой.  Я буду стремиться к  тебе не со спесью и жаждой насилия, как солдат, идущий на врага, но с любовью ребенка, который  взбирается на колени матери.

Я сердце свое  оставил в горах…

На  этом месте  трагически погиб Виталий Киричук.

13.08.1979-  08.11.2000»

Кстати, автор этого высказывания, о Белой горе, —  Тенцинг Норгей, непальский проводник и альпинист, один из первых покорителей Эвереста. Он был старым альпинистом, умер в 71 год…

Я все  время думаю о погибших на Черногорском хребте ребятах. Хотелось бы  знать о них больше – как будто  бы этим  можно продлить их жизни… Три планеты  погасли в необъятном космосе, три самодостаточные  планеты, на каждой  из которых кипела  своя, особая, неповторимая жизнь. На орбите этих планет вращались другие — любящие  их люди, близкие, друзья… Их траектория тоже навеки разрушена…

8 смертей в Карпатах за этот неполный  год. Восемь обездоленных семей. Стоит ли таких жертв радость созидания и восторг преодоления?  Радость и восторг можно получить и иным способом, а восполнить потерю любимого, близкого человека никаким способом невозможно.

Нужно знать правила безопасности в горах. На все сто процентов не застрахуешься. Нигде. Но в горах нужно быть особенно осторожной.

Я не ищу приключений (хотя они со мной порой случаются – от незнания). Я не экстремалка.

Экстремалы прыгают с  мостов  на резинках, карабкаются по отвесным скалам, выходят в  штормовую погоду в  море на надувных матрасах. Они делают это ради острых ощущений, а я выхожу на маршрут, чтобы ощутить себя.

Почувствуйте разницу.

Продолжение, часть 10, - здесь.