СЛУЧАЙ 32
История о том, как профессиональная деформация помогла победить страх.
Еще ее можно назвать крымский экстрим. А дело было так…
Лет 6 назад я участвовала в экологической акции по уборке туристических маршрутов в Крыму. У меня была двойная задача – уборка мусора и запись материала для радиопередачи. Не все могли позволить себе целую неделю заниматься мусором, поэтому на пару дней я осталась в лесу между гор одна.
В Узунджу меня подбросили на машине.
Попрощавшись с ребятами, я осматривалась в поисках места для палатки, как вдруг… среди мусора увидела гильзу… Тут охотились на диких кабанов.
Мысль о подранке засела глубоко в подсознании и всплыла ночью, у костра при звуке, напоминающем страдание и злость раненного существа. Это был то ли рев, то ли вой, а точнее – два в одном флаконе.
Как-то была внутренне не готова к такому повороту событий. О том, что волки боятся огня, я знаю. Как быть с медведями, научили чукчи. Высоко вверх поднять палку. Мишки не очень сообразительны и всю конструкцию воспринимают как одно целое. «А раз этот зверь такой огромный (больше меня), то лучше ретироваться…» — наверное, как-то так косолапенькие рассуждают. Еще их пугают незнакомые звуки (мы в этом оказались схожими!). Если деревом по дереву, это для них привычно, а вот алюминиевой ложкой о котелок…
Медведей пугает НЕЗНАНИЕ.
А что пугает меня? То же самое! Я не знаю, чего боятся кабаны и как их нужно отгонять. Я не знаю, могут ли они заявиться ночью ко мне в гости, или в это время они спят. Одна из причин человеческого страха вообще и моего в частности – отсутствие конкретной информации. Но что с этим поделаешь ночью, среди леса, в сольнике? Бежать некуда, защищаться нечем. И что ему нужно, этому зверю?
Вспоминаю дыхательные упражнения. Вдох – и медленный (в два раза медленнее, чем вдох) выдох, а затем небольшая пауза перед вдохом. Если при волнении учащается дыхание и как следствие ускоряется сердцебиение, то искусственное замедление этих процессов должно потянуть за собой успокоение. Говорят, это упражнение даже снимает сильное сексуальное возбуждение. Но возбуждение мое было далеко от сексуального и сосредоточиться на телесных упражнениях получалось лишь в кратких паузах между завыванием-рычанием. Паузы были слишком кратки… Ладно, проехали…
Ушла в палатку, взяв с собой обрывок газеты и спички. В случае чего чиркну и зажгу. Может, огня этот зверь все таки испугается… Пока что пугаюсь только я. Он рычит и воет…
Мобильная связь в этом месте затруднена. Пишу СМС моему знакомому, крымскому инструктору по туризму с туристической кличкой ProХодимец. « Какому-то кабану, видимо, не спиться. Чем ему помочь?» Костя понял мое состояние и тут же ответил: «В Крыму опасных зверей нет!». Потом добавил: «Кабаны осенью не опасны. Зверей не бойся, держи под рукой что-то горючее, дающее яркое пламя, – бумага, ткань, сухая трава». Это немного успокоило. Но, с другой стороны, у кабанов сейчас гон, во время гона из них хлыщет тестостерон. Я мысленно спросила у кабана: «Ты что, ГОНишь?» Самой стало смешно от каламбура. Но тут вспомнила о гильзах… Мне только злого подранка сейчас не хватало…
И все-таки в этом лесу я поняла, что:
а) несколько слов, сказанных вовремя, тоже могут стать помощью;
б) информированность некоторым образом снимает страх;
в) юмор смягчает ситуацию.
Ко мне наконец пришла спасительная мысль о конструктиве, о том, что из этого можно извлечь пользу. Ага! У меня же с собой диктофон! Нужно записать этот рык и рев, а потом кто-то грамотный объяснит мне, что это было. И, кстати, выйдет такой колоритный кусочек в моей радиопередаче.
Включаю диктофон… Из палатки выходить не решаюсь… Звук доносится то справа, то слева. Значит, бедолага шарахается по лесу в поисках… чего? Или кого?
Пытаюсь поймать этот звук в диктофон. Рев хоть и отчетлив, но, видимо, слишком далек… Микрофон дальше трех метров звук не берет… И вдруг я ловлю себя на мысли… «Ну-ка подойди ближе… еще ближе, чтобы диктофон «взял»… Я уже открываю полог палатки… Я уже готова выйти из нее… Внимание переключилось. Страсть заглушает страх. Папарацци…
И тут нахожу простой способ избавиться от всех и всяческих страхов.
Натянуть на уши шапку да поплотнее. Прекрасный способ, рекомендую!
Просыпалась в полчетвертого утра, краем сонного уха слышала, что зверь все еще страдает… И еще плотнее натягивала свой головной убор.
Защищает мозг от лишних мыслей.
Случай № 33 здесь.