СЛУЧАЙ 7
Какое отношение к любви имеют большие уши
О том, что мир не так однозначен, как нас учили в школе, я узнала на первом курсе университета. Точнее, на лекциях по русской литературе преподавателя по фамилии Хмелюк.
Вот, например, он утверждал, что Мартынов не так уж повинен в том, что между ним и Лермонтовым произошла дуэль. Ни причем здесь также злобный царизм и затхлое буржуазное общество.
Эту же версию я услышала в музее Лермонтова в Пятигорске.
Николай Мартынов (по крайней мере, по тем временам) был статен и красив. Не семи пядей во лбу, но обаяшка. Имел подход к женщинам и пользовался у них успехом. У Лермонтова все было в точности наоборот.
Проницательный ум, талантище, но… невысокого росточка, тщедушный с кривыми ногами (после перенесенной кори) и бабушкино воспитание, которое, конечно, не прибавляет будущим мужчинам мужества. И с дамами что-то не везло:
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал.
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала, я тебя не знал…
Цену такой души дамы не знали, и это вводило поэта в отчаяние. Какой-то там Мартышка (так он прилюдно называл Мартынова) был в центре внимания женского пола. Лермонтова это задевало, и он всеми силами пытался уязвить Мартынова.
Многократные просьбы Мартынова не насмехаться над ним при дамах игнорировались. И однажды, после очередного замечания Мартынова, Лермонтов с вызовом спросил: «Так что, стреляться прикажете?»
По тем временам отказаться от такого вызова означало трусость и бесчестье. И Мартынов согласился. Дальше вы знаете.
Свои (ошеломившие нас) рассказы Хмелюк неизменно заканчивал словами «Вот ведь какая история получается…».
Помню, под каким углом наш преподаватель рассматривал «Анну Каренину» и ее престарелого мужа. Советское литературоведение записало его в отрицательные герои, в типичные представители загнивающего буржуазного общества. Но он ведь любил Анну. Он терпел ее измены (которые, кстати, происходили и в доме престарелого Каренина), терпел многочисленные насмешки, осуждавших «рогатого» мужа, продолжающего жить со своей неверной женой. Наконец, когда Анна в муках рожала ребенка, зачатого не от мужа, Каренин плакал над ее кроватью, готов был все ей простить, лишь бы она вернулась к нему. Чем же он плох?
Тем, что молодая Анна пошла за него замуж, невзирая на разность их темперамента, взглядов и возраста?
Когда Каренин встретил Анну на вокзале (после ее знакомства с Вронским), первое, что бросилось ей в глаза: «Какие все-таки ужасные у него уши!»
— Когда любите человека, будут ли вас раздражать его уши (ноздри, пальцы и т.д.)? — спросил аудиторию Хмелюк. И добавил: «Вот ведь какая история получается…»
Мне нравится моя профессия психолога. Мы не вешаем ярлыков, не даем оценок и не критикуем. В конфликте двух враждующих сторон не занимаем чью-то сторону, а помогаем разрешить конфликт.
Можем помочь клиенту развернуть проблему, чтобы он увидел ее с разных сторон, и верим, что вследствие этого он примет мудрое решение. Мы помогаем увидеть парадоксы и противоречия, но не комментируем их. И самая уместная в этих случаях фраза: «Вот ведь какая история получается…»
Случай № 8 здесь